http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/04/39.gif

Урок-путешествие

по теме:

"Морфология"

7 класс

Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи.

Цель урока:

  • учить детей распознавать части речи в тексте;
  • развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
  • воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Оборудование:

  • учебник,
  • компьютер,
  • сигнальные карточки,
  • мишень,
  • микрофон.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

  • Здравствуйте, дети. Давайте с вами поздороваемся (приветствие звучит в стихотворной форме).
  • А сейчас проверяем вашу готовность к уроку. Нам понадобятся учебники, тетради, ручки.
  • Сегодня мы отправимся в плавание по удивительной стране - Русский язык.
  • Мы с вами уже побывали в некоторых государствах русского языка - фонетике, лексикологии. Кто сможет мне напомнить, что это за разделы языка? (ответы детей).

II. Объявление темы и цели урока.

  • Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая расположена на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, что нам нужно? (подсказка детей).
  • Правильно, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый литературный персонаж. Как вы думаете, кто бы это мог быть?
  • Мальчик Джим из романа Роберта Стивенсона « Остров сокровищ» - ответы учеников (открывается презентация, карта)
  • Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверное, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем назвать острова, из которых состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путешествие?
  • Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».
  • Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», мы должны придерживаться таких правил :

1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.

2. Не выкрикивать.

3. Быть толерантными.

III .Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

1.Имя существительное

  • Первый остров состоит из шести частей.
  • Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

Имя существительное

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

  • Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).
  • Работа с учебником (стр.158)
  • А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.
  • Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлётом они долго с криком реяли над рощей.
  • Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

2.Имя прилагательное

  • Следующая страна острова – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Какая же это часть речи ?
  • Правильно, это имя прилагательное.
  • Работа с учебником (стр.158)
  • Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания, вставляя пропущенные окончания.
  • Тёпл… взгляд, тёпл… рука, тёпл… молоко;
  • холодн… ветер, холодн… погода, холодн… утро;
  • ясн… зимн… день, ясн… зимн… погода, ясн… зимн… утро.
  • Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

3.Глагол

  • А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова: иду, рисую, пишу.
  • Да, действительно это глаголы.
  • Работа с учебником (стр.158)
  • Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  • Замените словосочетание одним словом с тем же значением.
  • Привести в исполнение - …, принять участие - …, задать вопрос - …, оказать влияние -…, дать приказание - …, оказать помощь -…, бросить взгляд -…

4.Имя числительное

· Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

· Работа с учебником (стр. 158)

· Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?

· Игра « Три»

Три - какая часть речи: числительное или глагол? Когда мы можем это сказать точно? - (Контекст).

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «ТРИ» -

Приз немедленно бери! (на столике в красивой упаковке - приз)

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну, а целых ... ДВЕ.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду:

раз, два, ... МАРШ!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, второй, но лучше ...ПЯТЬ.

Недавно поезд на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать.

...Ну, что ж вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

Назовите числительные.

Наша научная экспедиция готова продолжить путь - цели и задачи ясны. Осталось проверить снаряжение. Все ли необходимое (знания) мы взяли с собой в дорогу?

- Снаряжение. (Метод «Микрофон») – устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.

5.Местоимение

  • Посмотрите, опять криптограмма :

Местоимение

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

  • Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идём через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.

  • Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?
  • Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

· У меня есть товарищ Петя. Я сижу с ним за одной партой. Он хорошо учится. Недавно о нём писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за ним. Мы идём через парк. В нём много зелени и цветов. За ним расположена школа.

· Работа с учебником (стр.158)

· Вот и пятое название открылось.

6.Наречие

  • Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

чие

ре

  • Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие.
  • Работа с учебником ( стр. 158)
  • Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

1. Проделки наречий

Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами — сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

  • А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Красивый – красиво

Низ – внизу

Правый – направо

Близкий - близько

  • Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

Физкультминутка для пальцев.

Загибая пальцы, перечислите в нужном порядке все самостоятельные части речи.

1.Предлог

  • Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.
  • Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

И … карте, …стене.

  • Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

2.Союз

  • А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

  • Чем отличаются предложения? (смыслом) При помощи чего меняется смысл? Как называется эта часть речи ?
  • Работа с учебником (стр.158)
  • Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.
  • Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

3.Частица

  • А эти жители страны сами говорят за себя.
  • Записать стихи, вывести правила написания частиц.

Раздельно пишем бы, же, ли!

«На небе месяц вышел ли?

К утру бы снегу намело,

И как же было бы светло!»

(О. Кургузова)

Вначале-то запомни-ка пока:

Через дефис пиши частицы –то и –ка:

«А ты-то не забыл перед едой

Мыть руки кипячёною водой?

Помой-ка руки – ты играл в футбол –

И лишь потом садись за стол».

(О. Кургузова)

Работа с учебником (стр.158)

  • Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

  • А кто скажет название второго острова? (Служебные части речи)

3.Междометие

•Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте немножко необычное стихотворение, найдите междометия и определите их роль в речи.

ЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖ ТОП.

ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП

Ж,,,Ж,,, ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

ЖЖЖЖЖ ШЛЁП!!!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…….

БАЦ! БАЦ! ШМЯК.

ЖЖЖЖЖ И стало тихо.

БАЦ! БУМ! ДЗЫНЬ!..

(Т. Собакин)

Работа с учебником (стр.158)

· Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?
  • А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 168.

V. Подведение итогов урока. Релаксация.

•Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.

Счастливого плавания!!!

Литература и Интернет-ресурсы

1. http://www.emeil:anastasia_kudn@mail.ru

Приложение

Презентация в программе Microsoft PowerPoint

Кiлькiсть переглядiв: 650

Коментарi