Тема: Морфология. Общее понятие о частях речи.
Цель урока:
Оборудование:
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.
2. Не выкрикивать.
3. Быть толерантными.
III .Изучение нового материала.
1.Самостоятельные части речи
1.Имя существительное
Имя существительное
12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;
2.Имя прилагательное
3.Глагол
4.Имя числительное
· Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?
· Работа с учебником (стр. 158)
· Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
· Игра « Три»
Три - какая часть речи: числительное или глагол? Когда мы можем это сказать точно? - (Контекст).
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «ТРИ» -
Приз немедленно бери! (на столике в красивой упаковке - приз)
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых ... ДВЕ.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду:
раз, два, ... МАРШ!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, второй, но лучше ...ПЯТЬ.
Недавно поезд на вокзале
Мне ТРИ часа пришлось прождать.
...Ну, что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять?
Назовите числительные.
Наша научная экспедиция готова продолжить путь - цели и задачи ясны. Осталось проверить снаряжение. Все ли необходимое (знания) мы взяли с собой в дорогу?
- Снаряжение. (Метод «Микрофон») – устно. Ученики отвечают на вопросы по теории.
5.Местоимение
Местоимение
4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;
У меня есть товарищ Петя. Я сижу с Петей за одной партой. Петя хорошо учится. Недавно о Пете писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за Петей. Мы идём через парк. В парке много зелени и цветов. За парком расположена школа.
· У меня есть товарищ Петя. Я сижу с ним за одной партой. Он хорошо учится. Недавно о нём писали в стенгазете. По дороге в школу я всегда захожу за ним. Мы идём через парк. В нём много зелени и цветов. За ним расположена школа.
· Работа с учебником (стр.158)
· Вот и пятое название открылось.
6.Наречие
чие
ре
1. Проделки наречий
Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова. Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом -о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -о-. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами — сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведет себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.
Красивый – красиво
Низ – внизу
Правый – направо
Близкий - близько
2.Служебные части речи
Физкультминутка для пальцев.
Загибая пальцы, перечислите в нужном порядке все самостоятельные части речи.
1.Предлог
Рыхлый снег темнеет … марте,
Тают льдинки … окне,
Зайчик бегает … парте
И … карте, …стене.
2.Союз
Дети ходили в лес за ягодами и грибами.
Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.
3.Частица
Раздельно пишем бы, же, ли!
«На небе месяц вышел ли?
К утру бы снегу намело,
И как же было бы светло!»
(О. Кургузова)
Вначале-то запомни-ка пока:
Через дефис пиши частицы –то и –ка:
«А ты-то не забыл перед едой
Мыть руки кипячёною водой?
Помой-ка руки – ты играл в футбол –
И лишь потом садись за стол».
(О. Кургузова)
Работа с учебником (стр.158)
Нам интересно название второго острова.
3.Междометие
•Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте немножко необычное стихотворение, найдите междометия и определите их роль в речи.
ЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖ ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖ ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ ТОП-ТОП
Ж,,,Ж,,, ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ ШЛЁП!!!
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…….
БАЦ! БАЦ! ШМЯК.
ЖЖЖЖЖ И стало тихо.
БАЦ! БУМ! ДЗЫНЬ!..
(Т. Собакин)
Работа с учебником (стр.158)
· Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока. Релаксация.
•Урок наш закончен, и я попрошу вас взять ваши кружочки и «выстрелить» в мишень – на красный фон прикрепляют кружочки те, кто все понял, на желтый – те кто не совсем все понял, и на синий – те, кто ничего не понял на нашем уроке.
Счастливого плавания!!!
Литература и Интернет-ресурсы
1. http://www.emeil:anastasia_kudn@mail.ru
Приложение